Автор: Гриценко Р. А. Модификация: Елена Евлюхинцева
Техника представлена в рамках конкурса авторских техник №5 #МАКовое_творчество
Цель: выявление убеждений, страхов, возможностей относительно воспитания детей.
Выполнение упражнения помогает родителю определиться с пониманием того, что он хочет от себя, как от родителя. Ответы на вопросы подсвечивают проблемные стороны воспитательного процесса, помогают найти выход.
Колоды универсальная, ресурсная
Вопросы для диагностики
1. ВЗ выбрать три карты что послужит продолжением утверждения
— «Я должен…» Применительно к воспитанию ребенка. Описать.
2. ВЗ три карты — утверждения.
— «Я хочу…»
3. ВЗ три карты — утверждения
— «Я могу…»
4. ВЗ три карты — утверждения
— «Я боюсь, что…»
5. ВЗ три карты-утверждения
— «Я предпочитаю…»
Ответы родителя фиксируются, это потребуется для определения противоречий и, соответственно, ситуаций непоследовательности родителя при воспитании ребенка.
II. Определение противоречий, выработка решения
Далее идет анализ противоречивых ответов на вопросы, например родитель хочет одного, а предпочитает делать другое. На каждое расхождение ВЗ выбирается одна карта из ресурсной колоды. Это будет ответом на вопрос “Как я могу преодолеть это противоречие?”
Упражнение является достаточно сложным для родителей. Часто родители не готовы к анализу своего поведения и при походе к детскому психологу предполагают, что причина кроется в ребенке. В ходе упражнения опора идет на понятие семьи как системы, где все элементы связаны между собой. Мотивационные вопросы являются начальным этапом коррекции детско-родительских отношений. Родитель проясняет сам для себя чего он хочет, выявляет то, чего ему не хватает. На основе этого строится дальнейшая работа. Допускается выполнение этого упражнения без продолжения.
Случай из практики.
Обратилась мама тринадцатилетнего сына по поводу поведения подростка: грубит, не выполняет просьбы, пропал эмоциональный контакт.
Маме было предложено ответить на мотивационные вопросы с использованием МАК.
1. Я должен…
заботиться о ребенке
создать ему интересную жизнь
создать условия для жизни
2. Я хочу…
чтобы меня оставили в покое
чувствовать, что я старше, умнее
быть уверенной в будущем
3. Я могу…
поддерживать близкую связь
отдыхать
веселиться с ребенком
4. Я боюсь…
он вырастет неучем
он не повзрослеет
он вырастет несчастным
5. Я предпочитаю…
решать за него
контролировать
требовать
Выявляем противоречия. Например:
“Я должна заботиться о ребенке”, и при этом “Хочу, чтобы от меня все отстали”. Из ресурсной колоды ВЗ выбирается карта-ответ на вопрос “Как я могу преодолеть это противоречие?” В данном случае решением будет необходимость отдыха. “Мне нужно отдохнуть”
“Я могу веселиться с ребенком”, но “предпочитаю требовать”, решение — “Я могу помогать ему, когда попросит”.
“Я боюсь, что он не повзрослеет” и “Предпочитаю решать за него”, решение — “У него свой путь, у меня свой, я не могу плыть за него”.
Противоречия выявлены, мама осознала разнящиеся моменты воспитания, намечен план дальнейшей работы.