Для многих знакомство с волшебным миром МАК начинается с покупки первой колоды. Потому что красивая, потому что «отозвалась». Или человек читал или слышал о том, какой эффект может быть получен от работы с МАК, загорелся энтузиазмом и купил колоду.
Или даже специалист, который вращается в профессиональном поле, видит, что кто-то из коллег применяет метафорические карты в работе и тоже подумывает включить их в арсенал, покупает первую колоду, что-то читает и начинает понемногу «примеряться». Мы часто так делаем, но это – не вполне правильный подход.
Колод МАК существует очень много. Некоторые из них универсальны, а другие созданы для решения узких задач. И разобраться, какая именно колода нужна мне – для себя или в профессиональной деятельности, бывает сложно. Поэтому правильнее было бы сначала обучиться работе с МАК – пройти курсы по МАК или, для первоначального знакомства, мастер-класс. Часть любого базового курса по МАК посвящена тому, как разобраться в их многообразии – и это страхует от покупки ненужного и неподходящего.
Особенно это касается профессиональной работы. «Для себя», конечно, можно купить универсальную колоду и начать экспериментировать. Впрочем, многие люди, которые пользуются МАК самостоятельно, приходят к тому, чтобы посещать мастер-классы по метафорическим картам и открывать больше возможностей этого уникального инструмента.
Далее, для успешной интеграции МАК в практику профессионалу необходимо определиться, какие задачи он будет решать с помощью метафорических ассоциативных карт. Зачем вообще он включает МАК в свой арсенал? Какие зоны у него пока слабы, недостаточно хорошо получаются, и он рассчитывает их усилить с помощью МАК? Какую задачу МАК решают в успешном построении его деятельности? Только при наличии ответа на этот важный вопрос метафорические карты удачно впишутся в инструментарий и органично займут в нем свое место.
Но, чтобы ответ на этот вопрос нашелся, надо для начала хорошо сориентироваться в возможностях, обучиться работе с МАК. В чем они хороши, в каких случаях не находят применения и не надо на них рассчитывать? С какой скоростью решаются те или иные задачи? Чем МАК для каждого конкретного случая лучше – или хуже других инструментов, которыми, возможно, уже владеет специалист? Обучение работе с МАК очень быстро расставляет «точки над «i» в этом ряде вопросов.
Далее надо досконально овладеть хотя бы несколькими универсальными алгоритмами работы с МАК. Для того, чтобы, не боясь навредить клиенту, «пощупать», как идет работа с МАК у конкретного отдельно взятого специалиста, этого хватит. А потом можно будет определиться, нужно ли дальнейшее, более глубокое и подробное обучение работе с МАК, и, если да, то какое. Многие специалисты останавливают обучение на этом уровне. Им достаточно основ.
По мере того, как развивается практика, перед специалистом могут встать новые задачи. Специалист, прошедший базовое обучение работе с МАК, хорошо понимает, стоит ли искать пути решения задачи, применяя МАК, есть ли они здесь в принципе, и где конкретно, на каком курсе или мастер-классе по МАК необходимые знания можно получить. То есть, хорошо ориентируется в возможностях МАК, даже, если не всеми этими возможностями пока владеет.
Метафорические ассоциативные карты – инструмент очень пластичный. Можно создавать свои авторские методики под конкретные запросы клментов и, более того, создавать новые колоды под свои задачи. Но этого нельзя делать «с нуля». Чтобы создать действительно эффективную технику или колоду, надо понимать, как это на самом деле работает. Понимать на глубоком уровне, а такого понимания невозможно достичь по книгам и статьям. Оно возникает только в ходе живой работы в процессе обучения.
Подведем итоги. По-настоящему хорошие результаты МАК дают, если применяющий их специалист знаком хотя бы с базовыми принципами работы. Без этого возможно применение МАК для личного, собственного использования, в работе с собой. Для профессиональной работы с МАК желательно пройти соответствующее обучение перед началом применения их в практике.