Применение метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе с детьми

Метафорические карты для работы с детьми.

Для начала обозначим, кому МАК могут быть полезны. Во-первых, детским психологам и психотерапевтам. В том числе, работающим в детских садиках и школах. Изумительно хороши метафорические карты в работе с детьми с особенностями развития, когда затруднено установление контакта.

Во-вторых, на метафорические ассоциативные карты стоит обратить пристальное внимание социальным педагогам и другим работникам социальной сферы. В некоторых ситуациях, например, организация досуга детей в рамках группы продленного дня или работа классного руководителя, МАК могут сильно расширить арсенал педагога.

Какие задачи решаются с помощью МАК в работе с детьми?

 

  • Установление первоначального контакта. Эта задача стоит перед любым специалистом, работающим с детьми. Если контакт сложился хорошо, у ребенка возникло доверие – дальнейшая работа имеет хорошие шансы быть успешной. Но в первое время ребенок опасается, стесняется или просто затрудняется. Задача взрослого – предложить ему безопасный способ взаимодействия. МАК – хороший вариант начала знакомства.
  • Сбор информации о ребенке и его ситуации. Дети могут не уметь описать свои переживания, затрудняться назвать чувства, описать состояние. Хотя бы в силу недостаточного словарного запаса. Есть методики работы с ребенком с помощью МАК, которые помогают выяснить эти важные вещи. Кроме того, ребенок может затрудняться рассказать о ситуации в семье или о затруднениях в отношениях со сверстниками. Но с помощью МАК можно примерно понять, где лежит проблема и часто «разговорить» ребенка, вывести его на открытый диалог. Здесь МАК пригодится не только психологу, но и педагогу.
  • Помощь в установлении контакта между детьми. Это актуально, если вы имеете дело с группой детей, незнакомых друг с другом. Возможно, это детская психологическая группа или только сформировавшийся кружок, детский коллектив не психологической направленности. Смена в детском лагере или группа продленного дня. С помощью МАК процесс знакомства, установления связей, распределения ролей можно провести более успешно. И сразу заметить, если в группе намечаются «аутсайдеры» и выровнять ситуацию в первые минуты ее зарождения.
  • Помощь при приходе в группу нового ребенка – или нового взрослого специалиста в сложившуюся детскую группу. Известно, что при приходе в группу нового участника группа создается заново. И это – не только о работе групп психологической направленности. Процесс прихода в коллектив нового человека можно не пускать на самотек, а уделить ему внимание. Организовать ритуал знакомства с помощью игры – и в этом тоже помогут МАК.
  • Развитие творческих способностей и раскрытие талантов у детей. МАК хорошо помогает выявить способности, которые находятся в «дремлющем» состоянии. На которые пока не обратили внимание взрослые и, соответственно, не могут организовать условия для их развития. Метафорические ассоциативные карты с помощью ряда методик дают возможность раскрыть сильные стороны ребенка и научить его на них опираться.
  • Организация полезного и интересного досуга. Такая задача часто стоит перед педагогами, вожатыми смен, и социальными работниками-организаторами досуга. Если подходить к ее решению формально, то дети оказываются вовлечены в неинтересное им самим, бесполезное и ненужное занятие. Между тем, игры, основанные на МАК, всегда идут у детей «на ура». И это не только увлекательно, но и полезно – помогает лучше понимать себя и других, укрепляет отношения, делает взаимодействия богаче, развивает творческое мышление.

Учитывая огромное разнообразие колод МАК и методик их применения, метафорические ассоциативные карты способны на порядок улучшить качество работы с детьми любого специалиста.