Автор: Наталья Чефонова
Цели: уточнение клиентского запроса, принятие ответственности за жизненные ситуации на себя, выход из состояния жертвы.
Очень часто, бывает так, клиент приходит на первую встречу с психологом и недоумевает, от чего же, в его жизни, всё совсем не так, как хочется. Почему у меня всё так плохо? Почему моя жизнь такая? Меня наверное кто-то сглазил или это судьба злодейка? И он готов обвинить в своих бедах кого угодно, лишь бы снять ответственность с себя. И это понятно, ведь так действительно легче.
Но на самом деле, мы имеем то что имеем, по определенной причине и это вовсе не плохая карма, сглаз или злой рок. Это результат наших действий. И задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту сменить угол зрения и осознать причино-следственную связь в его жизни.
Осознание этой связи, приводит пониманию своей ответственности за неустраивающие ситуации, а также становятся очевидны и пути их решения.
Для этого, я предлагаю очень действенную технику, которую я так и назвала «Закон причины — следствия»:
1 шаг. Техника «Колесо жизненного баланса» чтобы определить «западающие» жизненные сферы человека.
2 шаг. Предлагаю на листе А4, детально выписать что конкретно не устраивает в каждой из жизненных сфер. Здесь важно так описать свою проблему, чтобы любой человек прочитав, смог сразу понять, что не так. Максимум деталей и конкретики.
3 шаг. Из колоды ОН в закрытую выбрать по 3 пары карта + слово на каждую из жизненных сфер.
Эти карты будут ответом на вопросы : что лично я делаю, чтобы в жизни было именно так? Или что не делаю, чтобы было так?
Здесь возможно у клиента возникнет сопротивление.
4 шаг. Из колоды «ресурсы и силы» по 1 карте на каждую жизненную сферу.
Карта — это ресурс, который поможет изменить ситуацию к лучшему.
Можно предложить клиенту дать название карте.
Сначала, клиент смотрит на картинку, и мы вместе, обсуждаем его ассоциации, далее если необходимо из инструкции читаю интерпретацию к карте.
4 шаг. Из колоды «ресурсы и силы» по 1 карте на каждую жизненную сферу.
Карта — это ресурс, который поможет изменить ситуацию к лучшему.
Можно предложить клиенту дать название карте.
Сначала, клиент смотрит на картинку, и мы вместе, обсуждаем его ассоциации. После проводим аналогии, как это поможет в его ситуациях.