Опасности волшебного леса. Психологическая игра для работы со страхами.
Автор: Хухлаева О.В.
Количество участников: от двух до шести человек. Возраст: 5-11 лет. Ведущий (взрослый) обязательно участвует в игре (наравне с другими игроками).
В комплект входит:
— игровое поле
— карточки с заданиями для игроков
— дополнительные карточки с персонажами (отдельный лист)
— кубик
— фишки для игроков
— инструкция
— памятки для ведущего и для игроков
В этой игре можно и нужно злиться, бояться, делать ошибки, смеяться, быть смешным, болтать без умолку и делать добрые дела. Она позволит ребенку с вашей помощью справиться со страхами.
Детей ждет путешествие по волшебному лесу, полному опасностей и загадок, ведь хозяйничают в нем шесть забавных гномов: каждый из них приготовил для игроков свои задания и не пустит дальше, если их не выполнить. Злюкодав попросит вас злиться, раздражаться и даже ругаться, Неправин – дурачиться и делать все шиворот-навыворот, Бояськин – пугаться и пугать других, вспоминая, чего же можно бояться, Поболтушка – улыбаться и рассказывать истории, Добролина – благодарить других игроков и говорить комплименты, а Смехотун – хихикать от души и смешить партнеров по игре.
Задания каждого гнома представлены на трех карточках (на обороте вы увидите портрет гнома), а каждая карточка включает в себя шесть равнозначных заданий, так что у игроков будет богатый выбор! Если же разным игрокам достанется одно и то же задание, это тоже неплохо: так дети не только выполнят его сами, но и смогут увидеть, как то же задание выполняет другой игрок. Кроме того, ведущий может пополнить арсенал карточек, подготовив новые задания в соответствии с потребностями детей.
В зависимости от того, какие страхи представлены у конкретных детей в большей степени, вы можете увеличивать количество заданий по нужной теме. Для этого можно вырезать нужных персонажей с прилагаемого листа и выложить их на любые клеточки, заменив ими других гномов или свободные клетки. Игра может использоваться психологами, а также учителями, методистами и, конечно, родителями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИГРЫ
Игра направлена прежде всего на коррекцию разнообразных страхов у детей, а также на то, чтобы создать хорошее настроение, непринужденную атмосферу, помочь детям наладить контакт со взрослыми и между собой.
Страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом нередко родители даже не догадываются, что их ребенок чего-то боится, замечая в основном только последствия страхов – болезни, снижение учебной мотивации, плохую успеваемость, нарушения поведения, коммуникативные трудности. И безуспешно пытаются бороться со следствиями, а не с причиной.
Наша игра «Опасности волшебного леса» дает возможность работать с самими страхами и их братом-близнецом – агрессией. В ходе игры ребенок идентифицируется со своими страхами и получает над ними контроль, кроме того, страхи становятся смешными и веселыми, перестают быть пугающими, у детей появляется возможность эмоционально отреагировать и тем самым снять напряжение, снижая значимость пугающих событий.
Учитывая, что детские страхи очень разнообразны, мы ввели в игру персонажей, которые помогут игрокам справиться с самыми разными «страшилками».
Чаще всего дети боятся:
темноты, монстров и чудовищ, оставаться дома одному и т.п. – за всеми этими страхами скрывается глобальный страх смерти;
негативной оценки со стороны окружающих, порицания, несоответствия социальным нормам, различных ошибок – это группа социальных страхов;
раскрывать свой внутренний мир, проявлять себя – это страх самовыражения.
Часто, особенно если ребенок активен, страхи прячутся за агрессивным поведением, и тогда мы видим проявление агрессии в самых разных формах:
страх смерти может вызвать агрессию защитную, которая выражается в стремлении драться, защищать свои границы и таким образом противостоять страху;
социальные страхи могут породить деструктивную агрессивность, неорганизованность и забывчивость, стремление нарушать правила, действуя напрямую или исподтишка;
боязнь самовыражения может приводить к демонстративной агрессивности, стремлению привлечь внимание любыми доступными способами, в том числе нарушениями социальных норм.
Игровой процесс ориентирован на коррекцию: – страха смерти и защитной агрессии; – социальных страхов, деструктивного поведения; – боязни самовыражения, демонстративности. Игра также способствует развитию фантазии, креативности, спонтанности, повышению уверенности в себе, оптимизации межличностных отношений, созданию хорошего настроения.
татьяна –
Эта игра, как мне кажется универсальный инструментарий, а в работе детского и семейного психолога нужная вещь. Я ее использовала и как диагностику при семейной консультации (мама, папа, ребенок), и как одно из занятий в программе развития и коррекции эмоциональной сферы. Результаты очень понравились. Игра очень хорошо оформлена, состоит из поля (плотный картон), фишек с кубиками и карточек с заданиями, важный элемент: наличие дополнительных картинок с гномиками, что позволяет изменять игру в зависимости от запросов, например у меня были дети с проблемами в поведении и я добавила больше заданий от гнома Неправина, также можно добавлять и других гномов. Для каждого гнома в наличии 3 карточки по 6 заданий в каждой, но можно добавлять и свои задания (как я и делала исходя из проблем конкретного ребенка и конкретной группы). В описании игры написано, что до 6-ти человек, но если добавить фишки, то можно и больше, у меня играли одновременно 9 человек, длительность игры в зависимости от количества от 1,5 до 2 часов. Чем младше дети, тем меньше детей (так комфортней, дети 5-6 лет быстро утомляются, а вот 8-9-ти летние вполне комфортно себя чувствуют в большой компании). И еще, данная игра (мне так показалось) больше направлена на развитие эмоционально-волевых процессов, что намного шире заявленной цели – коррекция страхов.
татьяна –