Автор: Симонова Татьяна
Техника представлена в Сборнике авторских техник МАК «МАКовое творчество Выпуск VI
Цель техники: открыть новые возможности во взаимодействии с входящим «денежным потоком», отыскать ресурсы для его рационального распределения, оценить значимость планирования расходов, выстроить путь к достижению финансовой стабильности.
Инструментарий:
1 – для максимально качественной проработки состоя-ния на всех этапах – универсальная + портретная + денежная + ресурсная колоды;
2 – для работы в лайт формате – универсальная (на всех этапах расклада) + ресурсная (на этапе определения ресурсов) колоды.
Используемые колоды: КАК, IMAGO, Деловая колода, Resources (Ресурсы).
Алгоритм техники:
1. Предлагаем клиенту поделиться своими мыслями по поводу его отношения к деньгам, приходящим в его жизнь, любят ли его деньги, занимается ли он планированием расходов приходящего к нему «денежного потока», как относится к этому планированию вообще и как в целом относится к деньгам.
На данном этапе клиента мягко подводим к запросу, который примерно может звучать так: «Как я могу рационально планировать распределение приходящего «денежного потока»?» или «Как я могу более рационально распределять свой доход?» (возможны другие формулировки идентичные по сути). Если изначально клиент пришел с подобным вопросом, подведение не требуется.
2. Из универсальной колоды предлагаем выбрать клиенту ВО 1-2 карты, которые самым ярким образом могут проиллюстрировать его нынешнее отношение с деньгами. Просим клиента дать краткое описание.
3. Из портретной колоды предлагаем выбрать клиенту ВО 1 карту — образ, описывающий его состояние на момент «здесь и сейчас», который характеризует степень его удовлетворенности от взаимодействия с деньгами.
4. Выдаем подготовленный шаблон «колеса баланса» (можно дать ручку и лист А4, и попросить клиента изобразить «колесо» самостоятельно). В колесе предлагаем выделить 8 секторов, но можно и меньше (название каждого сектора дается клиенту под диктовку; пока клиент пишет, можно проговаривать детали «о чем может быть» каждый сектор):
— Я и мои доходы/Я и мой входящий «денежный поток»
— Я и мои постоянные расходы (питание, коммунальные платежи)
— Я и мои переменные расходы (вещи/обувь, транспортные расходы)
— Я и мои расходы на здоровье (ежегодная иммунизация, проф. осмотры, своевременное лечение, физио-процедуры и все, что может быть связано с поддержанием своего здоровья)
— Я и мои расходы на образование/хобби
— Я и мои расходы на отдых (досуг, развлечения, путешествия)
— Я и мои расходы на подарки себе и другим – «Деньги на мечту» (сюда можно отнести расходы на благотворительность и помощь близким)
— Я и мои «НЕ расходы» (сбережения, накопления, инвестиции)
5. Для первого сектора «Я и мои доходы» просим клиента определить по шкале от 1 до 10 его степень удовлетворенности текущими доходами и оценить возможную «зону роста» по шкале.
6. Из денежной колоды даем выбрать клиенту ВЗ по 1 карте для каждого сектора, начиная со 2го. Эти карты будут отвечать на вопрос «Как я планирую эту часть расходов/данный вид расходов и что не учитываю или забываю учесть?».
На этом этапе можно выбрать и по 2 карты или 1 карту с изображением + 1 карту со словом-подсказкой (в моей практике были различные варианты). После каждого ответа просим клиента отметить степень своей удовлетворенности данным видом расходов (их организацией), делая отметку на шкале от 1 до 10.
7. После прохождения всех секторов предлагаем клиенту по очереди соединить все отмеченные значения по каждой шкале – в результате клиент получит свое финансовое «колесо». Далее необходимо попросить клиента описать это «колесо»: «какое оно для него и как бы клиенту хотелось его оптимизировать?».
8. Из ресурсной колоды предлагаем выбрать клиенту ВЗ по 1 карте для каждого сектора, начиная со 2го. Эта карта будет отвечать на вопрос «Что поможет оптимизировать планирование данной части расходов?» или «Что поможет оптимизировать данный вид расходов?» или «Чего мне не хватает для оптимизации и какой нужен ресурс?» (вопрос может быть сформулирован иначе с учетом сохранения его сути и направленности на поиск дополнительного помогающего ресурса для оптимизации).
9. Из портретной колоды предлагаем выбрать клиенту ВО 1 карту — образ, который характеризует его состояние на момент «здесь и сейчас», то новое состояние к которому пришел клиент после проработки своего запроса. Здесь важно задать клиенту уточняющие вопросы: «Как изменилось ваше отношение к самой необходимости планирования и гармоничного распределения «денежного потока»?», «Как изменилось ваше отношение к планированию расходов?», «Изменилось ли представление о ваших доходах и появились ли идеи, что может стать новым источником доходов для вас?», «Что хочется уже сейчас улучшить, изменить, сделать для улучшения вашей финансовой стабильности?» (это варианты вопросов, можно варьировать по ситуации и исходя из предыдущего ответа клиента).
10. Предлагаем клиенту подвести итоги проделанной работы, записав тезисно то, что по его мнению он может начать делать уже сейчас (в самое ближайшее время) для оптимизации планирования и то, в чем теперь будет заключаться его рациональность в распределении входящего «денежного потока». Также в завершении предлагаем клиенту выбрать из ресурсной колоды ВЗ еще 1 карту, которая подскажет «Что еще может помочь в достижении финансового равновесия, рационального планирования и гармоничного распределения расходов?». По окончанию работы даем клиенту сделать фото расклада.