БАБА ЯГА – ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ арт-терапией повально называлось все то, что ею не является, а сама арт-терапия низводилась до уровня психо-технологии.

Иногда мне грустно или неприятно от того, что я наблюдаю в постсоветском арт-терапевтическом пространстве. С одной стороны, поскольку я уже более восьми лет отслеживаю тенденции современной мировой арт-терапии, я вижу ограниченность или искажения информации, курсирующей в профессиональном сообществе. С другой стороны, еще я вижу, что часто многое коллегами принимается на веру просто потому, что кто-то авторитетный когда-то так сказал, и теперь это аксиома, хотя если подумать или попробовать, то обнаруживается, что все не совсем так, — или совсем не так. В своей колонке «Баба Ягапротив!» я буду писать о таких вещах, никому, впрочем, не навязывая свою точку зрения. Пусть это будет точка отсчета для ваших собственных размышлений на тему

И сегодня БАБА ЯГАПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ арт-терапией повально называлось все то, что ею не является, а сама арт-терапия низводилась до уровня психо-технологии.

Сейчас арт-терапия стала модным ярким мячиком, которым жонглируют все, кому не лень, привлекая внимание или преследуя какие-то другие свои цели. Я и сама страстная любительница жонглировать зачеркнуто смешивать стили и подходы. Однако посреди всего этого цирка давайте же блюсти чистоту терминологии.

Итак, начнем с начала – с определения.

Терапия – это ОСОБЫЕ отношения двух субъектов — клиента и терапевта – которые суть пространство безоценочного принятия, контейнер для безопасного выражения сильных чувств, алхимический сосуд трансформации и много чего еще. Исцеление становится возможным в процессе развития этих отношений и через них.

Арт-терапия – это соответственно ОСОБЫЕ отношения ТРЕХ равноправных игроков – клиента, арт-терапевта и творческой деятельности клиента со всеми ее продуктами. Если отсутствует хотя бы одна из составляющих, это уже не арт-терапия.

Поэтому, когда вы видите альбомы для раскрашивания, озаглавленные «Арт-терапия» – это не арт-терапия (про раскрашивание Баба Яга еще помашет метлой чуть позже, в отдельном материале). Когда медитативную графику или правополушарное рисование художники позиционируют как арт-терапию – это не она. Все очень просто: нет арт-терапевта – нет арт-терапии. Нет главного — ОСОБЫХ отношений, в которых арт-терапевт выступает как свидетель для клиента, наблюдающий, проявляющий и подтверждающий для него реальность происходящего творческого процесса, и что еще более важно, — позицию творца и реальность изменений клиента, их «всамделишность» и серьезность, какими бы крохотными или глупо-незначимыми они ни казались самому клиенту.

Кроме того, напомню, что в арт-терапии творческая деятельность ценна сама по себе, без привязки к конечному результату. Все, где акцент делается на эстетику итогового продукта, — это уже не про арт-терапию. Да, продукт творческой деятельности в арт-терапии тоже важен – но совсем по-другому: это зеркало состояния, это воплощение внутреннего содержания, это СОБЕСЕДНИК, с которым клиент может вступить в самый настоящий диалог, это зашифрованное послание души. Но никогда это не красивая картинка, которую хочется подарить лучшей подруге.

Я ни в коем случае при этом не хочу умалить достоинства и значение правополушарного рисования и тем более медитативной графики, которую обожаю. Но ясность в терминах и определениях влечет за собой ясность в мыслях, а это, в свою очередь, приводит к ясности в жизни. Так вот, зентанглы, плетение мандал,  вышивка, создание кукол, вообще любое творческое занятие без сопровождения арт-терапевта, которое вас наполняет, вдохновляет, радует и помогает жить – это не арт-терапия, это РЕСУРСНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Ресурсное творчество может быть мощной духовной практикой, может быть действенным средством экспресс-самопомощи в сложных ситуациях, но само по себе оно – не арт-терапия. При этом любая разновидность ресурсного творчества может использоваться в арт-терапии на усмотрение арт-терапевта и/или по согласованию с клиентом. Специально обученный арт-терапевт найдет в любом виде ресурсного творчества целительную метафору и создаст мостик от нее в жизнь и запрос клиента.

Теперь о том, что арт-терапия – это не одна из спецтехник психологического консультирования.

Вернемся к определению арт-терапии. Как вы помните, там три компонента – клиент, арт-терапевт и творческая деятельность (процесс и продукт). Так вот, творческая деятельность клиента в арт-терапевтических отношениях не просто имеет свою самостоятельную ценность, она – ГЛАВНЫЙ компонент таких отношений, язык, на котором происходит в них взаимодействие клиента и терапевта (источник).

Поэтому арт-терапия – это на самом деле не некий «инструмент» психолога. Это совершенно отдельная специальность, в рамках обучения которой на Западе основной предмет — отнюдь не применение набора арт-техник психологом-консультантом для получения диагностического материала.

«А что же тогда?» – спросите вы.

Внимание, барабанная дробь: это ЛИЧНАЯ углубленная творческая практика обучаемого специалиста (которым может быть любой человек с высшим образованием. Что интересно и наводит на размышления — в Великобритании у него еще и  непременно должен быть опыт официальной работы в помогающей отрасли – медсестрой, соцработником, помощником в доме престарелых и т.д.). Более того, изначально необходимо наличие этой самой творческой практики (именно наличие личного опыта, необязательно на профессиональном уровне), чтобы вас вообще рассмотрели как потенциального кандидата на обучение арт-терапии.

Итак, чтобы получить диплом арт-терапевта на Западе, нужно сначала до, а потом все время в рамках университетской программы обучения очень много и вовлеченно рисовать/лепить/танцевать, и итоговой работой будет ваш личный ТВОРЧЕСКИЙ проект-исследование того, как творчество изменило лично вас, как оно помогло вам решить ваши проблемы, как то, что проявилось в творчестве, помогло вам раскрыть то, что заблокировано внутри. Сравните – не как у нас, — описание проведения методики на испытуемых, а рассказ о вашем личном процессе, ваши субъективные ощущения и переживания, ваше взаимодействие с творческой силой внутри вас и рожденными ею образами.

Психолог и арт-терапевт на Западе – это ДВЕ ОТДЕЛЬНЫЕ специальности, для получения каждой из них нужно долго трудиться и обучаться. Ни один тамошний психолог, не имеющий университетского диплома о квалификации арт-терапевта, не имеет права вести арт-терапевтическую работу. Просто потому, что у него слишком мало понимания сути творческого процесса, его нейробиологии, метафор художественных материалов и так далее, он не был внутри этого процесса достаточно долго и достаточно глубоко, чтобы знать, как это работает, какой немедленный и отсроченный эффект этот процесс может оказать на человека. Конечно, там можно получить обе квалификации — два диплома, можно работать в паре «психолог – арт-терапевт», так часто бывает в онко-клиниках, например. Но суть в том, что арт-терапия – это не бонусное приложение к психологу. Там, где она зародилась — это отдельная полноценная профессиональная специальность.

Что у нас? Все наоборот)) Можно ничего не знать о психологии творчества, не уметь отличить масло от акрила, с детства и по сей день одинаково рисовать круглое желтое солнце, не разбираться в истории искусств, направлениях и жанрах, не чувствовать разницу между бумагой для принтера и бумагой для акварели (и ее разными марками), ни разу не задуматься, а какой цвет лично для меня про радость, а какой – про злость (и почему для меня так), и считать, что красиво – это когда аккуратно и/или правильно… но если есть психологическое образование, то вполне приемлемо при этом называть себя арт-терапевтом, отучившись на курсах обучения арт-терапии – благо, в этом сейчас нет недостатка.  А у арт-терапевта сразу спрашивают о наличии диплома психолога… Возможно, так сложилось потому, что арт-терапия пришла на пост-советское пространство через психологию. Я, например, знаю только одного признанного и широко известного арт-терапевта, который при этом не психолог – это Елена Макарова, художница, автор замечательных книг.

В тоже время, как ни парадоксально, сейчас только ленивый не называет себя арт-терапевтом. Название мастер-класса «Арт-терапия. Свечи своими руками» — это очень показательно, любое ремесло или детская поделка может быть представлено как занятия арт-терапией. Что с одной стороны радует – арт-терапия как феномен шагает в массы. А с другой – происходит профанация метода. Опять же, в самих свечах нет ничего плохого. Если арт-терапевт работает с метафорой внутреннего света, то свеча может стать прекрасным выражением этой идеи и процесс тронет клиента до глубины души. Но если это просто мастер-класс по изготовлению свечей – то ни о какой арт-терапии речи быть не может.

Подводя итоги: ресурсное творчество и арт-терапия – не одно и то же. Арт-терапевтические техники в психологическом консультировании и арт-терапия как направление деятельности – не одно и то же. Это не значит, что одно лучше или хуже другого, это просто РАЗНЫЕ вещи ;)

(Автор рисунков используемых в статье — Зоя Голян)

Автор: Зоя Голян специально для проекта MAKomania.ru