Екатерина Мухаматулина и Галина Кац авторы Метафорических ассоциативных карт «Из сундука прошлого», «Окна и двери», «Пути — дороги», «Границы и убежища», «Дерево как образ человека»
Екатерина Мухаматулина о себе:
«Закончила МГУ в далеком 1982 году, кандидат психологических наук, долгое время вела тренинги, много работала с педагогами. Сейчас — в основном директор издательства, хотя иногда по-прежнему работаю в тренинговом режиме с педагогами, ну, и провожу много групп про МАК и возможности работы с ними. И еще помогаю авторам сочинять всякие карты, игры и прочее.»
Галина Кац о себе:
«Так же, как и Катя, я училась на факультете психологии МГУ, и это было прекрасное время, полное дружбы, любви и надежд на светлое будущее, которое неожиданно случилось в Израиле, куда я последовала за своим еврейским мужем. Пришлось осваивать профессию на чужом странном языке. Работаю психологом в сфере образования. На иврите это называется » психолог хинухи» (не «хи-хи-хи»), что подразумевает работу со старшими группами детского сада и учениками средней школы, и предполагает занятие психодиагностикой, терапией и консультированием. В Израиле психологи обязаны много и постоянно учиться, и я это очень люблю.»
Блиц-интервью с Галиной Кац:
1. Расскажите о себе через метафору.
?Думаю, что я — баобаб. Хотя в жизни мне встречались только юные баобабы (которым лет по 50). Вот, я и есть такой баобаб. Во-первых, я несколько чужеродный элемент в той среде, в которой существую. Во-вторых, я довольно раскидистая, чем только не увлекаюсь и не занимаюсь, но ничем — серьезно. Я творческая, но поверхностная.
2. Как и когда сложился ваш творческий союз с Екатериной?
?У истоков стояла Аня, Катина дочка. Она приехала к нам в гости и рассказывала про свои курсы в институте, там что-то про кукол было. И про катино издательство, какие книжки оно выпускает. А я ей говорю, дескать, скажи маме, интересно издать терапевтические карты. У меня тогда было две колоды: «Экко» и «Сага». Прошло несколько лет, и Катя спросила: «Чего ты там говорила про карты?», приехала ко мне, злилась, что я плохо объясняю, потом сама придумала сделать про дороги, потом опять злилась — зачем я написала свою «поэму» про дороги, потом мы идиллически сидели у меня в саду под расцветающим гранатом и сочиняли книжку, и никуда не ездили, а работали как проклятые, отбирали фотографии и оттачивали текст. И у нас уже глаза из орбит вылезали, а в конце Катя нас повела в марокканский ресторан есть кускус, бычьи хвосты и щечки. Вот в таких суровых условиях и сложился наш творческий союз. А не творческий сложился много раньше – лет сорок назад примерно.
3. Что для Вас метафорические ассоциативные карты?
?Лёгкий вопрос. Для меня метафорические карты — это способ получить Катьку для интенсивного общения.
4. В чём уникальность, особенность Ваших колод МАК?
?Во-первых, мы их сами придумали, во-вторых, мы их сами увидели. Мы вычленили из общей картины мира визуальную метафору. Вполне возможно, что мы сделали первые колоды в России. Мы их очень любим. Мы гордимся не только их уникальностью, но и их универсальностью. Знаете ли вы, что наши колоды использовались для работы с группами бедуинских женщин?
5. Ваша колода «Из сундука прошлого» стала лауреатом 1 степени премии «Золотая метафора 2016» в двух номинациях: «Лучшая колода по работе с травмой» и «Лучшая колода по работе с детьми». Как Вы считаете, номинации отражают основное направление работы с этой колодой или у вас была другая идея?
?Колоду «Из сундука прошлого» мы придумывали для детей. Мы отобрали некоторые готовые картинки Нино Чакветадзе, оценили, каких тем не хватает в колоде, и попросили Нино нарисовать недостающие карты. Когда колода уже была готова, мы опробовали ее на «взрослой» аудитории, убедились, что народ начинает рыдать, вглядываясь в карты, и поняли, что случайно создали колоду для работы с травмой из детства. Психологи в Израиле говорили мне, что у очень пожилых людей некоторые карты этой колоды вызывают ассоциации с Катастрофой (Шоа).
6. Что Вы почувствовали, когда узнали, что ваши колоды стали Лауреатом Премии #Золотая_метафора2016?
?Я удивилась: Почему нас не выдвинули за «Дороги», «Окна и двери»? В Израиле от них приходят в восторг.
7. А есть ли любимая колода МАК (своя и другого автора)?
?Многие годы я любила работать с «Сагой» и «Мифом». А из наших карт трудно выбрать любимые, ведь они все прекрасны! Думаю, что самой удачной колодой являются «Пути-дороги».
8. О чем вы мечтаете в личном и профессиональном плане?
?Для себя хотелось бы, чтоб сбывались планы детей. Совсем эгоистичные мои мечты – это путешествия и встречи с друзьями. В профессиональном плане хочется научиться быть хорошим супервизором и уговорить Катю смастерить ещё что-нибудь весёлое. Как любому израильскому психологу, мне все время приходиться учиться новым вещам…
9. Что вы хотите пожелать тому, кто будет читать эти строки?
?Нам всем приходится много трудиться, на работе мы проводим много времени. Рутинная работа убивает. Ищите интересной работы, не ищите полезной!
Блиц-интервью с Екатериной Мухаматулиной:
1. Расскажите о себе через метафору.
?Говоря языком наших метафор, я — вполне себе зрелое дерево, с большой кроной, устойчивым толстым стволом, пожелтевшими листями. Золотая осень, в общем. Я скорее дверь, а не окно – люблю быть открытой, но в ночь и в холода-дожди могу закрываться очень даже плотно. Замок у меня есть, хотя и не сильно навороченный – так, обычный, с одним ключом. Дверь я довольно старая – классическая, из хорошего красного дерева. Весьма строго оформленная, без украшений. Ну, и еще я тюлениха: обожаю полежать на солнышке, произвожу впечатление толстой и неповоротливой, но в своей водной стихии умею двигаться быстро и даже изящно.
2. Как и когда сложился ваш творческий союз с Галиной?
?Наш с Галей союз сложился тридцать с лишним лет назад – мы учились в одной группе на факультет психологии МГУ. Возможно, поначалу наш союз был не сильно творческим, но зато близким. Мы дружим с Галей сами по себе, также еще мы дружим с мужьями друг друга, еще мы дружим с детьми друг друга, и более того – мы дружим с друзьями друг друга. Благодаря Гале и ее семейству в моей жизни появилось много людей, которые теперь мои друзья, и среди них есть даже такие, которые сейчас самые близкие друзья моей семьи. В общем, мы почти родственники, я считаю. А творческим наш союз стал в связи некими обстоятельствами моей личной жизни: меня интересовали карты, а никто не мог внятно про них рассказать, а Галка смогла, в результате чего появилась на свет книга «Метафорические карты. Руководство для психолога». И еще был такой период, когда мне было очень грустно, и мы с Галкой рассматривали фотографии нашей жизни и говорили о ней. В результате родилась колода «Пути-дороги». Совместный творческий процесс был так прекрасен, мы так много и близко общались, что не могли уже остановиться и сделали еще несколько колод. А потом все-таки остановились, потому что делать колоды стало неинтересно – их слишком много стало на рынке, а новую книгу мы пишем-пишем, да никак не допишем – я как тюлениха греюсь на солнышке, лень…
3. Что для Вас метафорические ассоциативные карты?
?Поначалу для меня это была возможность подумать о себе и о своей жизни и рассказать о ней таким странным языком, а сейчас – это отличный и очень привлекательный инструмент для работы.
4. В чём уникальность, особенность Ваших колод МАК?
?Если продолжать говорить языком метафоры, то наши колоды – взрослые. Во-первых, они фотографические, а фотографии – это то, что было или есть в реальности, а не в фантазиях. В них нет украшательства, нет волшебников и принцесс, нет вообще внешнего антуража. Как всякая реальная жизнь, наши карты не очень привлекательны с первого взгляда, но зато становятся интересными и глубокими, когда в них всматриваешься. Во-вторых, это наши фотографии, а значит – это наша жизнь. Ну, и в-третьих, мы люди структурированные и логичные (у меня так вообще только левое полушарие есть, правое отсутствует), поэтому в каждой нашей колоде есть идея и внутренняя логика. Все наши колоды «монохромные» — они выстроены вокруг одной метафоры. Для меня это важно, потому что я терпеть не могу «каши», хаоса. Мне сложно воспринимать колоды, в которых я не чувствую этого внутреннего стержня.
5. Ваша колода «Из сундука прошлого» стала лауреатом 1 степени премии «Золотая метафора 2016» в двух номинациях: «Лучшая колода по работе с травмой» и «Лучшая колода по работе с детьми». Как Вы считаете, номинации отражают основное направление работы с этой колодой или у вас была другая идея?
?Про травму – да. Про детей – я не думаю, что эта колода для работы с детьми. Недаром мы в названии сочетали два понятия: Прошлое и Детские переживания. В моем представлении это именно прошлые, а не актуальные детские переживания. Но если люди работают с помощью этой колоды с детьми, то это здорово! Я рада, что у колоды жизнь оказалась более широкой и разнообразной, чем мы предполагали.
6. Что Вы почувствовали, когда узнали, что ваши колоды стали Лауреатом Премии #Золотая_метафора2016?
?Честно говоря, я вообще довольно равнодушна ко всякого рода званиям и победам. Поэтому мне было приятно, пожалуй, и все. Но тут есть очень важный аспект: для меня очень ценно, что люди о нас знают и используют в работе наши карты. Вот правда – спасибо им за это! И вам спасибо, Надежда, за это интервью. Это для меня очень важно – сказать о себе, проявить себя по-человечески.
7. А есть ли любимая колода МАК (своя и другого автора)?
?Я очень люблю «Пути-дороги». Это наша первая колода, и она про мою жизнь. Но в работе я ее использую очень редко – вот почему-то так получается. Самые рабочие колоды для меня на начальных стадиях работы – «Окна и двери» и «О природе и погоде», а если уже идет разговор «по существу» — то «Дерево». «Дерево» для меня – это ух! Еще я очень люблю норвежские «Реку» и «Дороги». Но опять-таки: «Река» меня завораживает, я просто балдею от идеи, а в работе почти никогда ее не применяю. А вот «Дороги» как раз наоборот – вообще-то они меня не вдохновляют сами по себе, но в группах я использую почти каждый раз. В этом есть что-то личное, безусловно.
8. Как вы считаете, рынок МАК в России уже наполнен или ещё есть незанятые ниши?
?Не знаю. Признаться честно, я вижу очень много всего, и я очень редко вижу то, что меня хоть как-то привлекает. В подавляющем большинстве колод я ничего не понимаю – я смотрю на них и ничего не чувствую: про что они, зачем они? Знаю, что это выглядит эдаким снобизмом, но уж как есть. Меня привлекают либо очень необычные идеи (типа «Роботов» или «Огня, мерцающего в сосуде» Тани Ушаковой), либо те, которые созданы под работу с определенной проблемой и сопровождаются развернутым анализом этой проблемы (типа «Проститься, чтобы жить» Марины Травковой). Сейчас я увлечена созданием игровых платформ для применения МАК – это наши новые продукты, мы кое-что уже сделали («Полярная звезда» Тани Ушаковой и «Ксенобиологию» Нателлы Дубашидзе и Наташи Рубель), что-то делаем сейчас. И процесс этот меня вдохновляет ужасно!
9. О чем вы мечтаете в личном и профессиональном плане?
?Я мечтаю жить так, как я живу сейчас, но при этом меньше тревожиться о будущем. Мечтаю быть работающей пенсионеркой, не боящейся, что завтра случится нечто, что разрушит эту ситуацию. Хочу, чтобы в моей семье все были бы счастливы – каждый на свой лад. И чтобы мы были вместе. Примерно то же могу сказать и об издательстве. Знаю, что это непрофессионально, но это тоже моя семья. И я хочу, чтобы она ею и оставалась, хотя подобно детям, молодые сотрудники растут и уходят.
10. Что вы хотите пожелать тому, кто будет читать эти строки?
?Я желаю всем быть честными с собой и другими, иметь свою точку зрения на все, что происходит, и не бояться выражать ее. Это делает жизнь увлекательной и классной!
Обзор колоды МАК Галины Кац и Екатерины Мухаматулиной — «Окна и двери». Метафора взаимодействия с внешним миром
Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Подробно о правилах, стратегиях и техниках применения метафорических карт в работе психолога написано в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога», здесь же охарактеризуем возможности и основные правила работы кратко.
Как работают метафорические карты? За что мы их любим? В течение жизни люди накапливают в памяти множество визуальных образов. Оживая, эти образы порождают самые разные чувства, встреча с ними — это встреча с самим собой в различных жизненных плоскостях: временной (в прошлом и настоящем, в воображаемом будущем), эмоциональной (счастье-любви-горе), межличностной. В неявной форме метафорические карты содержат множество посланий, отражающих подсознательные намерения и ценности рассматривающего их человека, причем одна и та же картинка несет в себе для разных людей разные смыслы. Когда человек не говорит о себе напрямую, а обращается к визуальным образам, он меньше защищается; карты открывают перед ним нетривиальную перспективу для анализа жизни.
«Окна и двери» — новый оригинальный набор карт, он дает возможность работать с темами предъявления себя, открытости внешнему миру, защищенности, преодоления преград. Образ окна ассоциируется у большинства людей с возможностью «на людей посмотреть и себя показать» и вызывает веер ассоциаций, связанных с самооценкой, с рефлексией по поводу того, как их воспринимают окружающие, как это соотносится с желаемым образом себя.
Другая волна ассоциаций связана с познанием мира, взаимодействием с ним. Образ двери также является метафоричным. Заметьте, как часто мы используем словосочетания «захлопнуть перед ним дверь», «все двери перед ним открыты» и т. д., имея в виду возможности, которые жизнь открывает перед нами.
Предлагаемый набор, таким образом, может быть использован в ситуациях, когда клиент стоит перед необходимостью решения проблем, ищет выходы из кризисной ситуации, остро переживает ощущение своей свободы-несвободы, формирует свой внешний образ. Новые знакомства, первые впечатления, фасады, закрытые и открытые входы и выходы, чужая жизнь и организация собственной жизни — вот те образы, которые вызывают у людей оконно-дверные карты.
Несмотря на свои замечательные особенности, метафорические карты — не лекарство, а инструмент исследования и психотерапии. Сами по себе они не дают ответов, но помогают задавать содержательные, актуальные вопросы.
Психологический смысл работы с картами состоит в том, что человек выражает свое отношение к имеющемуся на карте изображению, анализирует возникающие ассоциации, соотносит с актуализирующимися переживаниями, воспоминаниями. Карты можно выбирать как произвольно (имея возможность рассмотреть изображения), так и вслепую (вытягивая их наугад). Можно также соотносить изображения с вербальным материалом: давать картинке название произвольно либо находить подходящую карту со словом из имеющихся в наборе.
ТЕХНИКА с МАК «Окна и двери». Метафора взаимодействия с внешним миром
Авторы: Галина Кац, Екатерина Мухаматулина
1. Домино
Это упражнение уместно проводить в группе. Участники вытягивают из колоды вслепую по шесть карт с картинками и столько же — со словами. Затем один из них выбирает из имеющихся и выкладывает на стол одну карту с картинкой, задача следующего — подобрать из имеющихся у него словесных карт подходящую к картинке, выложить ее и кратко объяснить свой выбор, стараясь убедить других, что эти карты подходят друг к другу. Следующий участник должен выполнить аналогичную задачу — подобрать подходящую к слову картинку и обосновать свой выбор и т.д. Если участник считает, что у него на руках нет подходящей карты, он вытягивает карту из колоды. Упражнение заканчивается, когда у одного из участников заканчиваются все карты.
2. Эта женщина в окне
Упражнение с открытыми «оконными» карточками. Попробуйте представить кого-нибудь из ваших близких или друзей и подобрать подходящий этому человеку образ окна. Мы постарались сделать так, чтобы фотографии были достаточно разнообразными. На какое окно похож каждый из членов вашей семьи? Упражнение позволит вам по-иному взглянуть на давно знакомых людей, на их качества, на ваши взаимоотношения. Для рассказа о близких можно использовать реальные фотографии людей.
3. Что за дверью?
Нужно выбрать из колоды одну карту — любую, какую хочется взять в данный момент, — и рассказать про нее.
Что это за дверь (окно) ? Где она (оно) находится? Что там, за дверью (за окном)? Кто там живет? Что это за люди, чем они занимаются? Хочется ли вам туда попасть? Вы находитесь в этом доме, вышли из него, собираетесь туда войти или, может, просто проходите мимо?
Участники могут вытягивать карты вслепую.
Упражнение может выполняться в парах, в группе и в индивидуальной работе с клиентом.
Мы ознакомили вас лишь с несколькими вариантами работы с картами. Надеемся, они помогут вам сориентироваться. Однако карты станут вам настоящими помощниками, если вы почувствуете себя «своими» в их волшебном мире и станете самостоятельно придумывать задания — такие, которые подойдут вашим клиентам и вам. Позвольте себе творить, и это сделает процесс вашей работы более привлекательным и творческим.