Метафорические ассоциативные карты в работе психолога

метафорические ассоциативные карты в работе психологаМетафорические ассоциативные карты – мощный, эффективный и многозадачный инструмент в арсенале практического психолога. Это – наборы (колоды) картинок, на которых содержатся изображения и иногда – слова и фразы. Это – стимульный материал, который вызывает у клиента ассоциации. Каждый человек придает картам свое, особенное значение, обусловленное его внутренним миром – личным опытом, текущим общим эмоциональным состоянием и отношением к ситуации.
Метафорические ассоциативные карты, таким образом – проективная методика. Проецируя внутренние метафоры и образы на карты, клиент дает возможность доступа к необходимым для решения его запроса слоям неосознаваемого в обход защитных механизмов психики.

Метафорические ассоциативные карты полезны:

• Когда клиент испытывает неопределенные эмоции, природа которых ему неясна – смутное беспокойство, невыраженную тревогу, неоформленные желания.
• Когда по каким-либо причинам материал клиента недоступен к вербальной обработке. Например, связан с довербальной травмой. Или выражен очень метафорично, каким бывает материал сновидений, и трудно поддается расшифровке. Или частично или полностью недоступен, так как заблокирован защитными механизмами.
• В момент установления первоначального контакта с клиентом. При начале работы с ребенком, в момент первоначального контактирования при групповой работе или если клиент находится в остром состоянии – в этих случаях МАК иногда могут оказаться единственным инструментом, позволяющим преодолеть трудный этап.
• Если психика клиента недостаточно психологизирована, и он затрудняется назвать чувства, выявить свои побуждения, потребности и интересы, определить свое отношение к тем или иным событиям и явлениям его жизни.

МАК как диагностический инструмент

Как раз исключительно хороши в последнем случае, а также – при работе с детьми. Психолог не может работать, опираясь на собственные неподтвержденные фантазии и представления о клиенте. Но как быть, если клиент не способен дать психологу необходимую информацию в силу возраста, эмоционального состояния или личностных особенностей? В таком случае психолога выручают проективные методики, и МАК, пожалуй, одна из наиболее успешных.
Более того, даже осознанный и психологически грамотный клиент не в состоянии осознать все о своей ситуации – иначе он бы не обратился к психологу, а разрешил ее сам. МАК позволяют осознать больше, чем самый мотивированный клиент был бы в состоянии рассказать без помощи этой методики.

МАК в коррекционной работе

Применение метафорических ассоциативных карт не ограничивается получением информации о клиенте. Терапевтический эффект МАК может состоять в:
• Увеличении осознанности, возникновении у клиента более полного представления о ситуации
• Возможности проработки различных вариантов развития событий.
• Стимулировании проживания и освобождения от эмоций, которые заблокированы у клиента и которые вызывают его неудовлетворительное состояние.
• Улучшении взаимодействий между людьми – в паре, семье или в психологической группе, выявлении существующих стратегий взаимодействий и расширении выборов стратегий клиентом.
Это – лишь несколько общих вариантов направлений коррекционной работы психолога с применением МАК. На самом деле, их возможности гораздо шире. Существуют колоды и авторские методики работы с МАК, специально созданные для решения определенных, конкретных терапевтических задач.
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми
Если в работе со взрослыми клиентами многие психологи зачастую обходится диалогическими методами, то в работе с ребенком не обойтись без проективных методик и без применения стимульного материала. Дети не так долго удерживают внимание, чтобы провести всю встречу с ребенком в диалоге. Многие вещи дети не могут объяснить словами, так как их понятийный аппарат еще недостаточно развит. О каких-то вещах ребенок может просто затрудняться говорить по психологическим причинам – например, когда дело касается проблем в его семье.
Переключаясь с диалога на работу с картами, психолог может избежать утомления ребенка за время сеанса и провести работу продуктивно. МАК помогут и в сборе материала о ситуации ребенка и в налаживании контакта с ним.

МАК в групповой терапии

Будет ошибкой считать, что метафорические ассоциативные карты предназначены только для индивидуальной работы. При работе с группой психолог может опираться на МАК с самого начала, например, когда группа только знакомится и людям трудно говорить впрямую о себе. МАК помогут участникам группы первоначально проявиться и увидеть друг друга.
Существует множество методик групповой работы с МАК. И каждый психолог и психотерапевт может создавать упражнения с применением стимульного материала для решения конкретных задач, вставших перед группой или отдельными ее участниками.
Разработано много авторских методик работы с метафорическими ассоциативными картами. Одни, более сложные и изобилующие нюансами, требуют специального обучения – прохождения курсов по этой методике. Другие достаточно прочитать и взять на вооружение. Даже если ограничиться только ими, применение МАК на порядок расширяет возможности психолога.