Ева Морозовская

Ева Морозовская: психолог во втором поколении, коуч, писатель, мастер-тренер. Член Украинского Союза Психотерапевтов, Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Тель-Авивского клуба литераторов, Союза Писателей Израиля. Создательница 20-30 (о том, почему такой разброс цифр, читайте в интервью чуть позже) колод ассоциативных карт, представитель израильской школы терапевтических карт в Украине. Автор более чем сотни опубликованных статей по психологии, а также нескольких сборников рассказов, книг «Житейская психология», «Психологический практикум для будущих мам», «Быть. Действовать. Обладать. Коучинг: книга для вашего развития при помощи инсайтов» (в соавторстве), «Проективные карты в работе психолога: полное руководство», «Готовые программы тренингов с использованием проективных карт», «Мир проективных карт», сборника «Визит в Зазеркалье». Выпускница трех университетов: Одесский Национальный Университет (1999), Московский Психологический Университет (2003), Тель-Авивский Университет (2008).

Ева Морозовская автор МАК «Быть.Действовать.Обладать.», МАК «В контакте», МАК «Греческие мифы», МАК «Давным-давно», МАК «Дома и мосты», МАК «Жизнь как чудо»(без надписей), МАК «Ёжкины сказки», МАК «Маски», МАК «Семейный альбом», МАК «Семейная история», МАК «Сны о будущем», МАК «Темная сторона», МАК «Травма», МАК «Фейсбук», МАК «Хасидская мудрость».

Блиц-интервью, которое Ева дала специально для нашего проекта:

1. Расскажите о себе через метафору

Первая метафора, которая пришла мне в голову, раскрывает меня с личной стороны, а не с профессиональной. В 11 лет я пришла в экологически-туристический клуб, где у всех детей были прозвища, «лесные имена» — в основном, животные, хотя были там и Листик, и Кораблик. Эти животные стали нашими своеобразными тотемами. Моих друзей звали (самое интересное, что и до сих пор зовут) Аист, Волк, Еж, Черепаха, руководительницу Рысь. Я там стала Кошкой. И вот это тотемное животное, эта метафора, сопровождает меня всю жизнь с тех пор. Кошка животное небольшое, но отважное. Очень любит играть, всю жизнь, до старости. В одних ситуациях ласковее зверя не найдешь, в других ситуациях может быть агрессивной, например, если покушаться на ее территорию или детей. Ради своих детей способна на подвиги. Часто кошка принимает и чужих детей, иногда даже детенышей другого вида выкармливает и выращивает. Много спит. Охотится, добытчик по натуре. Домашняя кошка очень эмпатична, сочувствует людям и другим животным, лечит собой.
Выходит, все сказанное здесь о кошке — на самом деле, обо мне.

2. Как и когда Вы познакомились с МАК?

Я познакомилась с ассоциативными картами в 2007 году, когда изучала коучинг в Тель-Авивском университете. Первой колодой, которую я встретила, были Points of You. Эта колода оставила у меня двоякое впечатление: с одной стороны, гениальный инструмент для работы, структурная часть которой дала мне образец и задала высокий стандарт в создании первой собственной колоды. С другой стороны, мне жутко не понравились картинки, отобранные для этой колоды и сразу же возникло ощущение: «Я могу сделать это лучше». И вскоре я начала работать над своей первой колодой, «Быть. Действовать. Обладать.», взяв в качестве примера именно структуру, где к собственно изображениям каждой карты также добавлены слова и книга с историями. Буквально сразу после первой встречи с картами на примере израильской колоды Points of You, я познакомилась с немецкими колодами, их принесли ко мне на работу специалисты, которые проводили нам групповую динамику. Поскольку я уже была «разбалована» картами со словами, то оценила карты без слов, как менее богатые возможностями работы. Так что большинство своих карт я выпустила со словами. Опять же, поскольку в момент знакомства с ассоциативными картами я жила в Израиле, то большинство вскоре увиденных колод были израильскими, а израильские авторы чаще всего выпускают колоды со словами. Это, к сожалению, мешает появлению большинства израильских колод в профессиональном инструментарии русскоговорящих психологов, поскольку выпуск специального тиража карт с переводом слов на русский требует больших вложений. А ведь в Израиле столько прекрасных авторов и колод, неизвестных пока в СНГ!

3. Кто были Вашими учителями в МАК?

Я училась работать с картами, помимо преподавателей Тель-Авивского университета, у доктора Любови Мошинской, доктора Офры Аялон, автора популярных в России колод Ицика Шмулевича, и, конечно, у самого основателя направления — Морица Эгетмайера.

4. Вы, наверное, один из первых авторов МАК на постсоветском пространстве. Что Вас вдохновило на создание своих колод?  Есть ли у Вас какая то интересная история связанная с созданием колоды?

Я не один из первых авторов, я точно первый автор авторских карт в СНГ. Моя колода «Быть. Действовать. Обладать.» вышла в 2009 году в Одессе. Как я уже упоминала, ощущение одновременно, что колода, которую я держу в руках — это гениальный инструмент и одновременно, недовольство исполнением. В нашем детском туристическом клубе был ряд правил, например, «Критикуя — предлагай». Иначе говоря, не нравится — сделай лучше. Я этим принципом и руководствуюсь. Если чувствую, что могу лучше — стараюсь сделать. Но моя колода «Быть. Действовать. Обладать.» ни в коем случае не является попыткой сделать то же самое, что и «Points of You». Я сделала совершенно другую коучинговую колоду. Впрочем, моя колода прекрасно работает во всех направлениях психологии, поскольку человеческие ценности — это основа, и столкновения с этой основой, видимо, не избежать ни в каком направлении психотерапии, поскольку ценности отвечают на вопрос «Зачем?», а жизнь подтверждает правоту Ницше, сказавшего: «Если есть зачем жить, можно вынести любое «как».
Собственно говоря, я часто сравниваю карты с книгами. Вот, скажем, прочитала я прекрасную книгу и захотела написать свою. Потому что мне тоже есть, что сказать людям, и я хочу это сказать. Так и с колодой. Я увидела отличную форму — колоду — для заливки внутрь интересовавшего меня и окружающих содержимого — вопроса работы с ценностями. Дальнейшие свои колоды я создавала уже для реализации той или иной профессиональной потребности. Колоды «Фейсбук» и «Семейный альбом» появились аналогично первой колоде — для работы с отношениями и конфликтами все применяли «Персону» и «Персониту», некоторые расширяли свой ассортимент за счет голов из «Миби». Но в «Миби» мне не хватало счастливых, ресурсных, благополучных лиц, а в «Персоне» и «Персоните» мне не нравится изобразительный стиль художника, мне не близки эти изображения. Я создала две колоды лиц, которые приятны и близки мне самой — как с изобразительной точки зрения, так даже и с фактической, поскольку в колоду «Семейный Альбом» действительно вошли портреты близких и дорогих мне людей, и некоторых людей, которые оказали значительное влияние на моих родителей, а, значит, на жизнь моей семьи. Те, кого Воннегут называл бы моим «корассом», и те, кто вошел в мою семейную систему, согласно идеям Хеллингера, как оказавшие значительное благодеяние моим предкам. Затем появилась колода «Маленькие Радости». Она возникла, когда я работала в детской онкогематологии. Мы с моим маленьким подопечным стояли у окна и смотрели на цветущие тюльпаны. И я тогда подумала, какая жалость, что он не может выйти наружу, понюхать их. Но ведь мы можем наслаждаться их видом. Человеку свойственно (и даже тот же Ницше об этом писал) зацикливаться на переживаниях о том, чего у него нет, а не концентрироваться на том, что есть. Я захотела создать набор карточек, который обращал бы человека к тем совсем маленьким удовольствиям, которые в повседневной жизни мы склонны просто не замечать, не уделять им внимания, и, как следствие, не получать ресурса для повышения качества жизни и для противостояния большим жизненным проблемам. Казалось бы, несоизмеримые вещи: огромный, всепоглощающий РАК и какие-то там жалкие тюльпаны. Как можно радоваться тюльпанам, когда у тебя рак. А смысл как раз в том, чтобы жить с раком. Если получится — выжить. Если не получится, то жить столько, сколько отведено, радуясь этим самым тюльпанам, и звездам на небе по ночам, и вкусу банана в тот день, когда можешь съесть банан, и смешным видео вроде «Ворона катается на крышке» в смартфоне. Сначала я записывала идеи о том, какие радости доступны человеку, которому почти ничего нельзя, который тяжело болен и заперт в больнице. Потом я добавила какие-то карточки с более широкими возможностями, ведь колода не конкретно для онкобольных детей, а для всех (дальше я стала думать о взрослых в депрессии). Так в колоде появились карточки вроде «Вести машину на большой скорости» или «Услышать смех своего ребенка» — ведь и правда, не все водят машину и не у всех есть дети. Но и тюльпаны за окном есть тоже не всегда и не у всех. Так что набор радостей у каждого свой, доступность их разная, есть карточки с действиями, доступными всем, а есть какие-то более уникальные. И, конечно, мы не забываем, что у карточек со словами есть и обратная сторона, картинки :)))
Был у меня мальчик восьми лет. После очень тяжелой операции перестал интересоваться чем-либо, прекратил разговаривать, прекратил есть. В терминах Хеллингера это называется «движение в смерть», а в народе про таких говорят «не жилец» или «сдался, прекратил бороться». Я к нему пришла со своими «Маленькими Радостями» и мне удалось его разговорить. Я дала ему колоду в руки и попросила выбрать картинку, которая нравится ему больше всего. Он выбрал картину с попугаями. Я пыталась раскрутить его на ассоциации, на рассказ по картинке, на историю, на перенос… ничего особенного, понятного, как часто бывает в других работах, не добилась. Но эта картинка оказалась для него большим ресурсом. Я распечатала ему эту картинку на листе А4 и приклеила над кроватью. Вскоре мальчик начал есть, начал понемногу разговаривать не только со мной, «повернулся из движения в Смерть в сторону Жизни». Вытащили мальчика. И, представьте себе, картинка с попугаями сыграла в этой истории не последнюю роль.
Потом мы с художником Евгеним Ларионовым создали колоды для работы с детьми и подростками — «Ёжкины Сказки» и «Темная Сторона». Здесь, опять-таки, сыграл свою определяющую роль неповторимый художественный стиль Ларионова (он, кстати, тот самый Ёж из клуба, вот потому-то и сказки Ёжкины). Нынешним детям и подросткам очень нравятся мультяшно-комиксовые герои Ёжкиных Сказок и их яркие цвета. И насколько смешные и позитивные многие картинки Ёжкиных Сказок, настолько же убийственно-болезненные картинки «Тёмной Стороны». Эта колода про травмы и кризисы, в особенности — подросткового возраста. Там много карт про отвержение значимым окружением, а для подросткового возраста это одна из центральных тем.
Дальше колоды продолжали рождаться по мере потребности или по запросу. Например, «А что еще у вас есть для работы с детьми?» — детским психологам, в особенности школьным, не хватало инструментария, и я создала колоду на основе сказок своего детства, такая мешанина русских, украинских, европейских и восточных сказок. Тут у нас в одной колоде одновременно и сапоги-скороходы, и ковер-самолет. Я думаю, и сейчас родители продолжают читать эти же сказки своим детям, так что и у детей образы этой колоды будут вызывать знакомые отклики, несмотря на то, что дети сейчас вырастают скорее на мультиках, чем на сказках. Впрочем, и новые мультики продолжают рисовать в духе старых сказок, так что наши сказочные герои и волшебные животные никогда не устареют.
Или вот колода «Травма» — при ее создании я сконцентрировалась на теме трансгенерационной передаче психологической травмы. В отличие от колоды «Соре», где травматические события преднамеренно показаны только через метафоры, у меня эта колода не метафорическая, а ассоциативная, где травматические события четко узнаваемы. Во-первых, я встречала клиентов, которые предпочитают четкие образы, у них мышление заточено под ясность, а где ясности не хватает — они теряются. Во-вторых, конкретные изображения помогают нам находить травмы, имевшие место в предыдущих поколениях, вспоминать и узнавать такие события. А сейчас работа с трансгенерационной травмой становится все более востребованной, поскольку наше поколение разбирается с психологическим наследством, полученным от предков, прошедших первую мировую, революцию, раскулачивание, репрессии, Голодомор, вторую мировую и так далее.
Про колоду «Сны о будущем» еще хочется рассказать историю. В 2009 году я побывала в Бресте на художественной выставке. Там были работы Ольги Данилюк и они были божественно прекрасны. Я тогда работала над книгой «Психологический практикум для будущих мам» и одна из работ Ольги прямо просилась на обложку этой книги. Но тогда я не осмелилась с ней связаться. У меня было ощущение, что я малоизвестный писатель, а она знаменитый художник, я побоялась, что вовек не расплачусь за такую работу — ну как, не знаю, вздумалось бы мне Ван Гога купить для книги, где я, и где Ван Гог. В общем, я тогда даже не попробовала. Прошло шесть лет, и я все еще помнила имя и фамилию этой чудесной художницы и ее лучащиеся волшебством работы. И тогда у меня возникла идея колоды о ресурсах женственности. Теперь я уже чувствовала себя весьма знаменитым психологом и совершенно не боялась разыскать Ольгу и предложить ей свою идею. Ольга ничего прежде не слышала об ассоциативных картах, согласилась попробовать, и в результате появилась колода «Сны о будущем». Мне нравится эта история несколькими моментами. Во-первых, хорошо ждать и дождаться. Во-вторых, я люблю приверженность идее или намерениям. Вот запала мне в душу художница, незнакомый человек из чужой страны — а я все равно через шесть лет ее нашла. Это почти так же трогательно, как истории про любовь — когда люди потеряли друг друга из виду на годы, а потом появился мужчина и сделал предложение… от которого дама, конечно же, не отказалась. В-третьих, это про веру в себя. Иногда нам нужны какие-то достижения, чтобы верить в свою значимость, в то, что тебе не откажут. Но в действительности это больше иллюзии. На самом деле, совсем не обязательно быть знаменитым писателем или психологом, чтобы проявить инициативу, предложить кому-то свой проект и получить согласие. А еще, я сама себе возражу еще одним простым убеждением, что все происходит вовремя, и в наилучшем виде. Может быть, если бы я завершила тогда гештальт насчет сотрудничества с Ольгой, то вышла бы книга с ее иллюстрациями и до колоды потом дело бы не дошло. А так, у нас есть и книга с другими иллюстрациями, где иллюстрации не особо важны, и колода, где картины как раз самое важное.

5. Сколько у Вас сейчас авторских колод? Есть ли среди них особо любимая?

Про количество колод — казалось бы, нет ничего проще ответа. Количество — это же число, оно конкретное. Но в действительности, оказывается, что число все же не конкретное. Это из-за того, что я делала переиздания колод. Например, когда-то колода «Be Do Have» выпускалась с отдельными карточками со словами, а теперь слова наносятся на оборот. Считать за две или за одну? Тот же самый вопрос с бессловесными версиями моих карт. Вот, например, «Мифы Древней Греции» — с текстами на оборотах, а «Greek Myths» без текстов. Или колода «42» — колоду разработала моя коллега Ольга Черненькая, а я написала инструкцию. Считать ли ее своей колодой? Или колоды «Дома» и «Мосты», которые я объединила в колоду «Дома и Мосты», которая прекрасно работает как в отдельных версиях, но еще лучше работает именно благодаря общей метафоре отношений, что люди — это дома, а мосты — это связи между ними. Вот как считать — это три колоды или одна?
В общем, у меня около 20 колод. Если считать все колоды, которые есть в разных изданиях, получится около 30.
Насчет особо любимой колоды — ответ тот же, какой на вопрос о самом любимом рассказе. Когда я писала рассказы, любимым всегда был последний написанный. Так и с картами — любимое детище последнее, потому что эмоции самые свежие от работы над ним. Выделю трех любимцев. Последняя колода — «Давным-давно», изумительно красивые сказки, такие аппетитные картинки, что прямо скушать хочется. Первая колода — «Быть. Действовать. Обладать.», наш бессменный бестселлер и лидер по разнообразию сфер применения. А если отринуть вот это вот «первая, последняя», то моя любимая колода — «Семейная история». Видимо потому, что в последние годы вся моя работа и с детьми, и со взрослыми, приходит к вопросам родительской семьи и семейной системы.

Маковый обзор колоды МАК «Быть.Действовать.Обладать.»  Евы Морозовской

Коучинговая игра «БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» является частью обширного семейства метафорических ассоциативных карт, которые широко используются в работе коучей, психотерапевтов, психологов-консультантов, педагогов и воспитателей, социальных работников, сотрудниками отделов кадров крупных предприятий и ведущими тренингов любых направлений. Метафорические ассоциативные карты применяются для стимуляции личностного роста, повышения социальной и ситуативной адаптации, решения индивидуальных и межличностных проблем, медиации и разрешения семейных конфликтов, сплочения профессиональных коллективов и многих других целей.

***
Особенность этой игры в том, что она и интересна, и познавательна, и полезна. Она может применяться для самокоучинга, индивидуального и группового коучинга, в психотерапии, обучении, психологическом консультировании. Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, эта игра может быть использована для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И, наконец, как и положено игре, она может предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании.
Отличие ассоциативных карт от других известных нам карточных игр в том, что здесь нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей. Цель игры – лучше понять себя и другого, прояснить свое видение, выйти на более высокий уровень осознавания, принятия, ответственности. Здесь нет фиксированных значений и толкований карт, как в колоде Таро – имеет значение только субъективный ассоциативный ряд самого играющего. Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее не похожие друг на друга картины. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды и в различных ситуациях по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциативно рожденный инсайт будет всякий раз уникальным.
***
В колоде »БЫТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ОБЛАДАТЬ» 72 карты. Каждая карта представляет одну из популярных человеческих ценностей при помощи картинки и надписи. Инсайты начинаются уже на этапе сопоставления образов и слов – иной раз ассоциация между ними весьма нетривиальна и игроку стоит труда установить, найти собственную связь между понятием, обозначающем ценность, и картинкой, выбранной для иллюстрации. Неожиданный подбор картинок должен помочь игроку обойти рациональную часть сознания и поднять на поверхность слой глубинных и неосознаваемых эмоций.
Колода разбита на три равные части по 24 карты: ценности бытия, ценности действия и ценности обладания. В первой части собраны ценности, отвечающие человеку на вопрос, каким он хочет быть в этой жизни (ответ обычно формулируется прилагательным). Во второй части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, какие виды деятельности представляют собой ценность для игрока (и обычно описываются глаголом). В третьей части колоды собраны ценности, отвечающие на вопрос, чем человек считает важным обладать (а ответ, как правило, сформулирован существительным).

Маковая техника Евы Морозовской «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ»

Используемая колода «Быть. Действовать. Обладать»

1. Разложите карты картинкой вверх.

2. Вытащите пять карт
🔸 карта ответ на вопрос «Кем в этой жизни я хочу быть?»
🔸карты на вопрос «Что мне нужно делать чтобы стать тем, кем я хочу быть?»
🔸 карты на вопрос «Чем я буду обладать, когда стану тем, кем я хочу быть?»

3. Посмотрите на получившуюся модель своих целей и оцените впечатления от нее.

4.После обсуждения первой части упражнения предложите продолжить:

Теперь необходимо перевернуть схему. Снова пять карт.
🔸 карта в ответ на вопрос «Чем я хочу обладать, чтобы чувствовать, что жизнь удалась?»
🔸 карты в ответ на вопрос «Что мне нужно делать, чтобы добыть себе это?»
🔸 карты в ответ на вопрос «Кем я стану, обладая тем, что ценнее всего для меня?»

5.Оцените эту модель ваших целей и свои ощущения при взгляде на нее.
Какая модель вам роднее? Какие выводы вы делаете?

6.Подумайте какая схема реализации вам ближе:
🔸 Быть 〰 Действовать 〰 Обладать
или
🔸 Обладать 〰 Действовать 〰 Быть
и в чем разница?

 

 

 

 

 

Маковый обзор колоды МАК «Семейная история»  Евы Морозовской и маковая техника «Родом из детства»

Набор проективных карт «Семейная история», предназначенная для системной семейной терапии по Берту Хеллингеру.

На картах этой колоды изображены типичные системно-семейные проблемы: утрата связи с матерью, утрата связи с отцом, несение ребенком не своего груза ответственности, попытки родителей манипулировать ребенком или перетянуть на свою сторону конфликтов, случаи насильственной гибели в роду, абортированные дети, умершие в раннем возрасте дети, исключенные из системы предки, борьба за внимание и за власть в семье, разорение, несправедливое разделение наследства, неуважение к старшим в роду, разные виды нарушений «порядков любви» и так далее.

Название «Семейная история» указывает на то, что у каждой семьи — своя история, и на сегодняшнюю жизнь наших современников оказывают нешуточное влияние судьбы их предков. ХХ век был полон трагедий: революции, войны, голод, бандформирования, «раскулачивание», репрессии… нет ни одной семьи в пространстве бывшего СССР, которую бы обошли стороной все трагические события. Хеллингером было установлено, что особенные судьбы предков, например, трагическая гибель, имеют тенденцию повторяться из поколения в поколение и негативно влить на физическое и душевное здоровье потомков, на их адаптационные способности.

***************
Упражнение «Родом из детства»
(из инструкции к колоде)
1. Выберите до 5 карт, которые «зацепят» вас своим сюжетом, напоминая вам о чем-то, имевшем место в вашем детстве, в отношениях с родителями.
2. Расскажите о том, с чем связана каждая из этих карт.
— Как те события отразились на вашей жизни во взрослом возрасте?
— Пытаетесь ли вы, став взрослым, поступать в своей семье наоборот?
— А может быть, став взрослым, вы поняли родителей и теперь действуете так же, как они тогда?
— А может быть, вы хотели бы действовать по-другому, но делаете все то же самое, что родители делали тогда по отношению к вам?
3. О каком из сюжетов можно сказать, что он полностью остался в прошлом и не влияет на вашу нынешнюю жизнь?
За счет опоры на какие ресурсы вам удалось попрощаться с этой страницей вашей биографии? Могут ли эти ресурсы помочь вам и в других вопросах?
4. Из ресурсной колоды (например «Жизнь как чудо»), вытащите одну-три карты и определите, какие ресурсы могли бы помочь вашему внутреннему ребенку окончательно пережить тяжелые чувства из прошлого.