Галина Кац и Екатерина Мухаматулина

Екатерина Мухаматулина и Галина Кац авторы Метафорических ассоциативных карт «Из сундука прошлого», «Окна и двери»«Пути — дороги», «Границы и убежища», «Дерево как образ человека»

 Екатерина Мухаматулина о себе:

«Закончила МГУ в далеком 1982 году, кандидат психологических наук, долгое время вела тренинги, много работала с педагогами. Сейчас — в основном директор издательства, хотя иногда по-прежнему работаю в тренинговом режиме с педагогами, ну, и провожу много групп про МАК и возможности работы с ними. И еще помогаю авторам сочинять всякие карты, игры и прочее.»

Галина Кац о себе:

«Так же, как и Катя, я училась на факультете психологии МГУ, и это было прекрасное время, полное дружбы, любви и надежд на светлое будущее, которое неожиданно случилось в Израиле, куда я последовала за своим еврейским мужем. Пришлось осваивать профессию на чужом странном языке. Работаю психологом в сфере образования. На иврите это называется » психолог хинухи» (не «хи-хи-хи»), что подразумевает работу со старшими группами детского сада и учениками средней школы, и предполагает занятие психодиагностикой, терапией и консультированием. В Израиле психологи обязаны много и постоянно учиться, и я это очень люблю.»

Блиц-интервью с Галиной Кац:

1. Расскажите о себе через метафору.

💬Думаю, что я — баобаб. Хотя в жизни мне встречались только юные баобабы (которым лет по 50). Вот, я и есть такой баобаб. Во-первых, я несколько чужеродный элемент в той среде, в которой существую. Во-вторых, я довольно раскидистая, чем только не увлекаюсь и не занимаюсь, но ничем — серьезно. Я творческая, но поверхностная.

2. Как и когда сложился ваш творческий союз с Екатериной?

💬У истоков стояла Аня, Катина дочка. Она приехала к нам в гости и рассказывала про свои курсы в институте, там что-то про кукол было. И про катино издательство, какие книжки оно выпускает. А я ей говорю, дескать, скажи маме, интересно издать терапевтические карты. У меня тогда было две колоды: «Экко» и «Сага». Прошло несколько лет, и Катя спросила: «Чего ты там говорила про карты?», приехала ко мне, злилась, что я плохо объясняю, потом сама придумала сделать про дороги, потом опять злилась — зачем я написала свою «поэму» про дороги, потом мы идиллически сидели у меня в саду под расцветающим гранатом и сочиняли книжку, и никуда не ездили, а работали как проклятые, отбирали фотографии и оттачивали текст. И у нас уже глаза из орбит вылезали, а в конце Катя нас повела в марокканский ресторан есть кускус, бычьи хвосты и щечки. Вот в таких суровых условиях и сложился наш творческий союз. А не творческий сложился много раньше – лет сорок назад примерно.

3. Что для Вас метафорические ассоциативные карты?

💬Лёгкий вопрос. Для меня метафорические карты — это способ получить Катьку для интенсивного общения.

4. В чём уникальность, особенность Ваших колод МАК?

💬Во-первых, мы их сами придумали, во-вторых, мы их сами увидели. Мы вычленили из общей картины мира визуальную метафору. Вполне возможно, что мы сделали первые колоды в России. Мы их очень любим. Мы гордимся не только их уникальностью, но и их универсальностью. Знаете ли вы, что наши колоды использовались для работы с группами бедуинских женщин?

5. Ваша колода «Из сундука прошлого» стала лауреатом 1 степени премии «Золотая метафора 2016» в двух номинациях: «Лучшая колода по работе с травмой» и «Лучшая колода по работе с детьми». Как Вы считаете, номинации отражают основное направление работы с этой колодой или у вас была другая идея?

💬Колоду «Из сундука прошлого» мы придумывали для детей. Мы отобрали некоторые готовые картинки Нино Чакветадзе, оценили, каких тем не хватает в колоде, и попросили Нино нарисовать недостающие карты. Когда колода уже была готова, мы опробовали ее на «взрослой» аудитории, убедились, что народ начинает рыдать, вглядываясь в карты, и поняли, что случайно создали колоду для работы с травмой из детства. Психологи в Израиле говорили мне, что у очень пожилых людей некоторые карты этой колоды вызывают ассоциации с Катастрофой (Шоа).

6. Что Вы почувствовали, когда узнали, что ваши колоды стали Лауреатом Премии #Золотая_метафора2016?

💬Я удивилась: Почему нас не выдвинули за «Дороги», «Окна и двери»? В Израиле от них приходят в восторг.

7. А есть ли любимая колода МАК (своя и другого автора)?

💬Многие годы я любила работать с «Сагой» и «Мифом». А из наших карт трудно выбрать любимые, ведь они все прекрасны! Думаю, что самой удачной колодой являются «Пути-дороги».

8. О чем вы мечтаете в личном и профессиональном плане?

💬Для себя хотелось бы, чтоб сбывались планы детей. Совсем эгоистичные мои мечты – это путешествия и встречи с друзьями. В профессиональном плане хочется научиться быть хорошим супервизором и уговорить Катю смастерить ещё что-нибудь весёлое. Как любому израильскому психологу, мне все время приходиться учиться новым вещам…

9. Что вы хотите пожелать тому, кто будет читать эти строки?

💬Нам всем приходится много трудиться, на работе мы проводим много времени. Рутинная работа убивает. Ищите интересной работы, не ищите полезной!

Блиц-интервью с Екатериной Мухаматулиной:

1. Расскажите о себе через метафору.

💬Говоря языком наших метафор, я — вполне себе зрелое дерево, с большой кроной, устойчивым толстым стволом, пожелтевшими листями. Золотая осень, в общем. Я скорее дверь, а не окно – люблю быть открытой, но в ночь и в холода-дожди могу закрываться очень даже плотно. Замок у меня есть, хотя и не сильно навороченный – так, обычный, с одним ключом. Дверь я довольно старая – классическая, из хорошего красного дерева. Весьма строго оформленная, без украшений. Ну, и еще я тюлениха: обожаю полежать на солнышке, произвожу впечатление толстой и неповоротливой, но в своей водной стихии умею двигаться быстро и даже изящно.

2. Как и когда сложился ваш творческий союз с Галиной?

💬Наш с Галей союз сложился тридцать с лишним лет назад – мы учились в одной группе на факультет психологии МГУ. Возможно, поначалу наш союз был не сильно творческим, но зато близким. Мы дружим с Галей сами по себе, также еще мы дружим с мужьями друг друга, еще мы дружим с детьми друг друга, и более того – мы дружим с друзьями друг друга. Благодаря Гале и ее семейству в моей жизни появилось много людей, которые теперь мои друзья, и среди них есть даже такие, которые сейчас самые близкие друзья моей семьи. В общем, мы почти родственники, я считаю. А творческим наш союз стал в связи некими обстоятельствами моей личной жизни: меня интересовали карты, а никто не мог внятно про них рассказать, а Галка смогла, в результате чего появилась на свет книга «Метафорические карты. Руководство для психолога». И еще был такой период, когда мне было очень грустно, и мы с Галкой рассматривали фотографии нашей жизни и говорили о ней. В результате родилась колода «Пути-дороги». Совместный творческий процесс был так прекрасен, мы так много и близко общались, что не могли уже остановиться и сделали еще несколько колод. А потом все-таки остановились, потому что делать колоды стало неинтересно – их слишком много стало на рынке, а новую книгу мы пишем-пишем, да никак не допишем – я как тюлениха греюсь на солнышке, лень…

3. Что для Вас метафорические ассоциативные карты?

💬Поначалу для меня это была возможность подумать о себе и о своей жизни и рассказать о ней таким странным языком, а сейчас – это отличный и очень привлекательный инструмент для работы.

4. В чём уникальность, особенность Ваших колод МАК?

💬Если продолжать говорить языком метафоры, то наши колоды – взрослые. Во-первых, они фотографические, а фотографии – это то, что было или есть в реальности, а не в фантазиях. В них нет украшательства, нет волшебников и принцесс, нет вообще внешнего антуража. Как всякая реальная жизнь, наши карты не очень привлекательны с первого взгляда, но зато становятся интересными и глубокими, когда в них всматриваешься. Во-вторых, это наши фотографии, а значит – это наша жизнь. Ну, и в-третьих, мы люди структурированные и логичные (у меня так вообще только левое полушарие есть, правое отсутствует), поэтому в каждой нашей колоде есть идея и внутренняя логика. Все наши колоды «монохромные» — они выстроены вокруг одной метафоры. Для меня это важно, потому что я терпеть не могу «каши», хаоса. Мне сложно воспринимать колоды, в которых я не чувствую этого внутреннего стержня.

5. Ваша колода «Из сундука прошлого» стала лауреатом 1 степени премии «Золотая метафора 2016» в двух номинациях: «Лучшая колода по работе с травмой» и «Лучшая колода по работе с детьми». Как Вы считаете, номинации отражают основное направление работы с этой колодой или у вас была другая идея?

💬Про травму – да. Про детей – я не думаю, что эта колода для работы с детьми. Недаром мы в названии сочетали два понятия: Прошлое и Детские переживания. В моем представлении это именно прошлые, а не актуальные детские переживания. Но если люди работают с помощью этой колоды с детьми, то это здорово! Я рада, что у колоды жизнь оказалась более широкой и разнообразной, чем мы предполагали.

6. Что Вы почувствовали, когда узнали, что ваши колоды стали Лауреатом Премии #Золотая_метафора2016?

💬Честно говоря, я вообще довольно равнодушна ко всякого рода званиям и победам. Поэтому мне было приятно, пожалуй, и все. Но тут есть очень важный аспект: для меня очень ценно, что люди о нас знают и используют в работе наши карты. Вот правда – спасибо им за это! И вам спасибо, Надежда, за это интервью. Это для меня очень важно – сказать о себе, проявить себя по-человечески.

7. А есть ли любимая колода МАК (своя и другого автора)?

💬Я очень люблю «Пути-дороги». Это наша первая колода, и она про мою жизнь. Но в работе я ее использую очень редко – вот почему-то так получается. Самые рабочие колоды для меня на начальных стадиях работы – «Окна и двери» и «О природе и погоде», а если уже идет разговор «по существу» — то «Дерево». «Дерево» для меня – это ух! Еще я очень люблю норвежские «Реку» и «Дороги». Но опять-таки: «Река» меня завораживает, я просто балдею от идеи, а в работе почти никогда ее не применяю. А вот «Дороги» как раз наоборот – вообще-то они меня не вдохновляют сами по себе, но в группах я использую почти каждый раз. В этом есть что-то личное, безусловно.

8. Как вы считаете, рынок МАК в России уже наполнен или ещё есть незанятые ниши?

💬Не знаю. Признаться честно, я вижу очень много всего, и я очень редко вижу то, что меня хоть как-то привлекает. В подавляющем большинстве колод я ничего не понимаю – я смотрю на них и ничего не чувствую: про что они, зачем они? Знаю, что это выглядит эдаким снобизмом, но уж как есть. Меня привлекают либо очень необычные идеи (типа «Роботов» или «Огня, мерцающего в сосуде» Тани Ушаковой), либо те, которые созданы под работу с определенной проблемой и сопровождаются развернутым анализом этой проблемы (типа «Проститься, чтобы жить» Марины Травковой). Сейчас я увлечена созданием игровых платформ для применения МАК – это наши новые продукты, мы кое-что уже сделали («Полярная звезда» Тани Ушаковой и «Ксенобиологию» Нателлы Дубашидзе и Наташи Рубель), что-то делаем сейчас. И процесс этот меня вдохновляет ужасно!

9. О чем вы мечтаете в личном и профессиональном плане?

💬Я мечтаю жить так, как я живу сейчас, но при этом меньше тревожиться о будущем. Мечтаю быть работающей пенсионеркой, не боящейся, что завтра случится нечто, что разрушит эту ситуацию. Хочу, чтобы в моей семье все были бы счастливы – каждый на свой лад. И чтобы мы были вместе. Примерно то же могу сказать и об издательстве. Знаю, что это непрофессионально, но это тоже моя семья. И я хочу, чтобы она ею и оставалась, хотя подобно детям, молодые сотрудники растут и уходят.

10. Что вы хотите пожелать тому, кто будет читать эти строки?

💬Я желаю всем быть честными с собой и другими, иметь свою точку зрения на все, что происходит, и не бояться выражать ее. Это делает жизнь увлекательной и классной!

Обзор колоды МАК   Галины Кац и  Екатерины Мухаматулиной —  «Окна и двери». Метафора взаимодействия с внешним миром 

Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Подробно о правилах, стратегиях и техниках применения метафорических карт в работе психолога написано в книге Г. Кац, Е. Мухаматулиной «Метафорические карты. Руководство для психолога», здесь же охарактеризуем возможности и основные правила работы кратко.

Как работают метафорические карты? За что мы их любим? В течение жизни люди накапливают в памяти множество визуальных образов. Оживая, эти образы порождают самые разные чувства, встреча с ними — это встреча с самим собой в различных жизненных плоскостях: временной (в прошлом и настоящем, в воображаемом будущем), эмоциональной (счастье-любви-горе), межличностной. В неявной форме метафорические карты содержат множество посланий, отражающих подсознательные намерения и ценности рассматривающего их человека, причем одна и та же картинка несет в себе для разных людей разные смыслы. Когда человек не говорит о себе напрямую, а обращается к визуальным образам, он меньше защищается; карты открывают перед ним нетривиальную перспективу для анализа жизни.

«Окна и двери» — новый оригинальный набор карт, он дает возможность работать с темами предъявления себя, открытости внешнему миру, защищенности, преодоления преград. Образ окна ассоциируется у большинства людей с возможностью «на людей посмотреть и себя показать» и вызывает веер ассоциаций, связанных с самооценкой, с рефлексией по поводу того, как их воспринимают окружающие, как это соотносится с желаемым образом себя.

Другая волна ассоциаций связана с познанием мира, взаимодействием с ним. Образ двери также является метафоричным. Заметьте, как часто мы используем словосочетания «захлопнуть перед ним дверь», «все двери перед ним открыты» и т. д., имея в виду возможности, которые жизнь открывает перед нами.

Предлагаемый набор, таким образом, может быть использован в ситуациях, когда клиент стоит перед необходимостью решения проблем, ищет выходы из кризисной ситуации, остро переживает ощущение своей свободы-несвободы, формирует свой внешний образ. Новые знакомства, первые впечатления, фасады, закрытые и открытые входы и выходы, чужая жизнь и организация собственной жизни — вот те образы, которые вызывают у людей оконно-дверные карты.

Несмотря на свои замечательные особенности, метафорические карты — не лекарство, а инструмент исследования и психотерапии. Сами по себе они не дают ответов, но помогают задавать содержательные, актуальные вопросы.

Психологический смысл работы с картами состоит в том, что человек выражает свое отношение к имеющемуся на карте изображению, анализирует возникающие ассоциации, соотносит с актуализирующимися переживаниями, воспоминаниями. Карты можно выбирать как произвольно (имея возможность рассмотреть изображения), так и вслепую (вытягивая их наугад). Можно также соотносить изображения с вербальным материалом: давать картинке название произвольно либо находить подходящую карту со словом из имеющихся в наборе.

ТЕХНИКА с МАК «Окна и двери». Метафора взаимодействия с внешним миром 

Авторы: Галина Кац, Екатерина Мухаматулина

1. Домино

Это упражнение уместно проводить в группе. Участники вытягивают из колоды вслепую по шесть карт с картинками и столько же — со словами. Затем один из них выбирает из имеющихся и выкладывает на стол одну карту с картинкой, задача следующего — подобрать из имеющихся у него словесных карт подходящую к картинке, выложить ее и кратко объяснить свой выбор, стараясь убедить других, что эти карты подходят друг к другу. Следующий участник должен выполнить аналогичную задачу — подобрать подходящую к слову картинку и обосновать свой выбор и т.д. Если участник считает, что у него на руках нет подходящей карты, он вытягивает карту из колоды. Упражнение заканчивается, когда у одного из участников заканчиваются все карты.

2. Эта женщина в окне

Упражнение с открытыми «оконными» карточками. Попробуйте представить кого-нибудь из ваших близких или друзей и подобрать подходящий этому человеку образ окна. Мы постарались сделать так, чтобы фотографии были достаточно разнообразными. На какое окно похож каждый из членов вашей семьи? Упражнение позволит вам по-иному взглянуть на давно знакомых людей, на их качества, на ваши взаимоотношения. Для рассказа о близких можно использовать реальные фотографии людей.

3. Что за дверью?

Нужно выбрать из колоды одну карту — любую, какую хочется взять в данный момент, — и рассказать про нее.
Что это за дверь (окно) ? Где она (оно) находится? Что там, за дверью (за окном)? Кто там живет? Что это за люди, чем они занимаются? Хочется ли вам туда попасть? Вы находитесь в этом доме, вышли из него, собираетесь туда войти или, может, просто проходите мимо?
Участники могут вытягивать карты вслепую.
Упражнение может выполняться в парах, в группе и в индивидуальной работе с клиентом.

Мы ознакомили вас лишь с несколькими вариантами работы с картами. Надеемся, они помогут вам сориентироваться. Однако карты станут вам настоящими помощниками, если вы почувствуете себя «своими» в их волшебном мире и станете самостоятельно придумывать задания — такие, которые подойдут вашим клиентам и вам. Позвольте себе творить, и это сделает процесс вашей работы более привлекательным и творческим.