Баба Яга — против того, чтобы смотреть по верхам, не затрагивая суть

Иногда мне грустно или неприятно от того, что я наблюдаю в постсоветском арт-терапевтическом пространстве. С одной стороны, поскольку я уже более восьми лет отслеживаю тенденции современной мировой арт-терапии, я вижу ограниченность или искажения информации, курсирующей в профессиональном сообществе. С другой стороны, еще я вижу, что часто многое коллегами принимается на веру просто потому, что кто-то авторитетный когда-то так сказал, и теперь это аксиома, хотя если подумать или попробовать, то обнаруживается, что все не совсем так, — или совсем не так. В своей колонке «Баба Яга – против!» я буду писать о таких вещах, никому, впрочем, не навязывая свою точку зрения. Пусть это будет точка отсчета для ваших собственных размышлений на тему 😉

Сегодня Баба Яга — против того, чтобы смотреть по верхам, не затрагивая суть. Рассмотрим это на примере всем хорошо известной (а всем ли? а насколько именно хорошо известной?) немецкой колоды «Морена».

В МАК-тусовке широко распространено мнение о «Морене» как о ресурсной колоде. Так вот — ничего она не ресурсная. И, увы, она не для начинающих специалистов. И вообще требующая хорошей такой, глубокой личной проработки перед тем, как давать ее клиенту. Иначе вас ждут неприятные сюрпризы.

Почему это, спросите вы?

Давайте для начала разберемся с определениями. Потому что иногда (часто) бывает, что разговор ведется вроде бы об одном предмете – например, пролюбоффь, однако собеседники под этим понимают совершенно разные вещи. И нелишне перед тем, как обсуждать что-либо, уточнить значение используемых терминов, чтоб не получилось, что оба — пролюбоффь, только один – про вечную, а второй – про капусту, тушенную с черносливом. И ведь правы оба, но шансов понять друг друга у них нет – потому что они называют одним и тем же словом абсолютно разные явления, будучи при этом убеждены, что и для второго участника предмет разговора означает то же, что и для них…

И пока для нас слово «ресурсный» означает «то, что кто-то авторитетный в определенных кругах назвал таковым и рекомендовал к использованию в качестве такового», мы подвергаем себя не очень приятному риску оказаться в глупом положении. Поймите меня правильно, я не против авторитетов, я за то, чтобы чаще включать собственный мозг — или хотя бы кнопочку «Поиск» в гугле.

Логично предположить, что «ресурсная колода» – это колода, содержание которой имеет отношение к некоему ресурсу. Я, как неисправимый лингвист, первым делом беру с полки толковый словарь Ожегова и узнаю, что значение слова «Ресурс» —

  1. мн. Запасы, источники чего-н.
  2. Средство, к к-рому обращаются в необходимом случае (книжн.).

А что же такое тогда «психологические ресурсы личности»?

Прежде чем читать дальше, вытяните взакрытую карту из «Морены» и попробуйте сами сформулировать для себя ответ на этот вопрос. А я сегодня что-то ленива, — и воспользуюсь кнопочкой в гугле, который сообщает нам, что:

Э. Фромм  описал три психологических категории, обозначаемых как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

— надежда — то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив, что способствует жизни и росту;

— рациональная вера — осознание существования множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

— душевная сила (мужество) — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превратив в голый оптимизм или иррациональную веру, «способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».

А с точки зрения С. Хобфолла, психологические ресурсы представляются тем, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

В рамках ресурсного подхода он рассматривает различные виды ресурсов, как средовые, так и личностные: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях, либо служат средствами достижения лично значимых целей. Потеря ресурсов рассматривается как первичный механизм, запускающий стрессовые реакции.

Л. В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит:

— активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста;

— силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»;

— активную жизненную установку;

— позитивность и рациональность мышления;

— эмоционально-волевые качества;

— физические ресурсы — состояние здоровья и отношение к нему как к ценности;

— материальные ресурсы — высокий уровень материального дохода и материальных условий, безопасность жизни, стабильность оплаты труда, гигиенические факторы жизнедеятельности;

— информационные и инструментальные ресурсы, включающие в себя: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, готовность к самоизменению, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.

И закончу я этот экскурс в теорию вопроса цитатой от Юли Демидовой, автора задумывавшейся как 100% ресурсная колоды «Источник». Вот что Юля говорит о своем детище: «Все изображения в колоде направлены на то, чтобы поддержать человека, помочь найти источник своих сил, нащупать свою точку опоры, выйти на нужное позитивное состояние… Каждая карта иллюстрирует определенное ресурсное состояние или действие, которое может помочь человеку найти свои сильные стороны, настроиться на позитивную волну. Также часть карт содержат в себе архетипические ресурсные символы – костер, открытая дверь, уходящая вдаль дорога, лестница и др., которые также могут пробудить в человеке желаемые «сильные» состояния».

Что же мы обнаруживаем, когда берем в руки «Морену»?

Внешний вид персонажей колоды, их мировосприятие, их образ жизни, реалии окружающего их мира — все это для нас, белых городских жителей 21 века, непонятно и чуждо. И основная тема этой колоды, ее смысловой посыл – встреча с иным, с Инаковостью, с «не-я», с Другим, с опытом «по-другому».

Нужен ли мне такой стресс, ресурсна ли для меня эта встреча, готов ли я к ней, достаточно ли я для этого зрел духом, открыт новому, непредубежден, добр и смел – вопросы, знаете ли, на которые надо сперва честно ответить самому себе. А потом уж задавать (читай: предлагать «Морену») клиенту.

Изначально неопытных специалистов вводит в заблуждение описание колоды — что это, дескать, картины из жизни неиспорченного цивилизацией племени, мирно населяющего девственные леса Амазонки. Однако отсюда совершенно не следует логически вывод, что в этом племени не бывает смертей, болезней, конфликтов, бытовых проблем и вызванных всем этим сложных чувств и переживаний. Я еще могу допустить и пофантазировать, что, возможно, у них там на Амазонке сложилась высокая психологическая культура, и они как-то более экологично со всем этим справляются, но тогда развернуть этот ресурс для клиента — «А что у этих страшненьких аборигенов есть такого, что «цивилизованными» нами утрачено? Чему я могу у них научиться?» — задача помогающего специалиста, так как сама колода в сценах насилия и опасности (а таковых там не одна и не две) ключей к ресурсу практически не дает, другими словами — на картинках такого содержания ресурс этот самый в глаза, мягко говоря, не бросается.

И даже позитивные карты из «Морены» воспринимаются неподготовленными клиентами с заметным усилием над собой, поскольку, как я уже сказала выше, современный человек очень мало знаком с укладом жизни, обычаями и верованиями, бытующими в традиционных (первобытных) обществах.

Пусть вас не обманывает видимая «веселенькая» художественная манера исполнения картинок и их яркость. Всматривайтесь глубже — в содержание. Я специально отобрала (на мой, конечно, взгляд и вкус) негативные картинки, но если попридирчивее к этому подойти, то их в «Морене» можно найти еще больше.

Посмотрите на карты на фотографии и попробуйте найти в каждой из них свой ресурс (помните, мы в самом начале тянули карту и для себя думали-определяли, что такое ресурс).

Если вам это удастся, отлично – вы сможете быть проводником в ресурс и для клиента. Даже если он с вами не согласится, у него уже будет слегка потрепан шаблон, и в голове отложится сам факт, что в чем-то на первый взгляд негативном можно в принципе найти ресурс, что это вообще возможно.

А вот если у вас не получится во всех или хотя бы в некоторых вышеприведенных изображениях углядеть намек на ресурс, — то, собственно, об этом и была вся эта статья.

Я не умаляю достоинств «Морены» и не призываю всех вместо нее покупать ресурсный (в полном смысле этого слова) «Источник».  «Морена» — колода сложная, но очень рабочая, глубокая и сильная. Она про контакт со своей инстинктивной природой (в колоде много сцен с животными), про взаимодействие с соплеменниками и со своей средой обитания, про «вписанность» в эту среду и в социум, и шире — про ощущение своей связи со всем сущим, ощущение себя частью чего-то бОльшего.
Хорошие экзистенциальные вопросы этой колоды — Что мне нужно, чтобы выжить? И что мне нужно, чтобы Жить?

Отличная колода, в общем.
Просто я бы ее в качестве ресурсной начинающим МАК-специалистам не рекомендовала…

Зоя Голян специально для MAKomania.ru